Хаммам-история, происхождение
Хамамы Каира

Обычно неприметные  среди суматохи Каира, входы в немногие оставшиеся старые бани города, порой соперничают по своей красоте с входами в соседние мечети.

Входы в хаммам

Слева направо: 
Хамам Аль-Султан Инал, построенный в 1456 г., открыт на Старом Касабе, первой главной улице Каира.
Хамам Синан Паша, на нильской стороне Района Булак, постройка датирована Оттоманской эпохой 16-ого столетия.
Богато украшенный хаммам-эль -Дуб построенный в 13-ом веке, восстановленный в 19-ом и вновь поврежденный землетрясениями в последние годы.
Хаммам при мечети Султан-Калаун, 13-ого столетия.

Водные процедуры: парение, мытье, ополаскивание, обтирание , составляли целый ритуал в общественных банях средневекового Каира.  Подобное отношение к мытью не встречалось больше нигде вне границ Османской Империи. Большая часть этих ритуалов давно забыта с исчезновением бань, называвшихся по-арабски хаммам. Однажды два выдающихся ученых, специалиста по Средневековью, недавно заявили , что старые хаммамы с их традициями нигде не остались. Исчезли в небытие как архаизм. Но у меня есть новость для них:  Все еще есть в Каире пол-дюжины традиционных хаммамов, действующих по сей день,  где в течение многих столетий моются люди, где и сегодня Вам помнут кости и помассируют все тело с ног до головы (не бойтесь, никаких травм и растяжений не получите!), где вас накроют густой мыльной пеной как и в былые времена!

План хаммама по Эдварду-Лейну.
A.  Вход
B.  Meslakh-приемная
C.  Mallim -касса
D.   Холодный фонтан
E.  Кофе-бар
F.   Туалет
G.  Первая парилка
H.   Hararah- Центральная парилка
I.    Faskeeyah-горячий фонтан
J.   Maghtas- Бассейн
K.   Котельная

План хаммама


500 лет назад, в эпоху правления Мамлюков , в Каире было  больше 300 хаммамов.  “Один на каждый день года”, как любят говорить сегодняшние владельцы хаммамов. В каждом районе одного из самых больших городов мира того времени имелось помногу таких заведений.

 

В течение XIV-XV вв. , с населением, около полумиллиона, Каир был больше Лондона, Парижа или Рима. В XIV-XV вв. , с населением, около полумиллиона, Каир был больше Лондона, Парижа или Рима. Европейские путешественники, приезжавшие в Египет, поражались склонностью горожан к частому мытью - воспринимая  это как манию, ведь в Европе слишком частое мытье осуждалось. Но египтяне всегда поклонялись воде, и эта привычка была столь же стара как и сам Египет. В середине XIX века  Эдвард Лейн отметил в своих классических "Манерах и Обычаях египтян": Купание - большая роскошь для египтян, а жителям деревень  и тем, кто не в состоянии  заплатить небольшую сумму за вход в общественные бани, оставалось  купаться  в Ниле. Мытье в бане стало традицией, хорошо вписавшейся в религию.

>Бассейн в хаммаме

Квадратный бассейн среди ветхих колон Хаммама аль-Танбали . XVIII столетие.

В Исламе чистота важна не только для души, но и для тела. Согласно мусульманским канонам, ритуальное мытье лица, рук, ушей и ног должно быть выполнено перед каждой из пяти ежедневных молитв. Именно поэтому первые хаммамы Каира строились соединенными к мечетям. Хаммам был рациональным решением проблемы обеспечения мечетей большим количеством воды, нужной  для омовения верующих. Он выполнял функцию и полноценной общественной бани  и скромного "sabil"-фонтана бесплатной питьевой воды. Последний был особенно желанным подарком в городе- пустыне, куда вода ежедневно и не бесплатно доставлялась из Нила. Но хаммамы могли  функционировать и независимо от мечети. Некоторые общественные бани были привязаны к местным рынкам, Другие - только для мужчин; Третьи- для женщин и детей.

>Хаммам женскийИспокон веков банное полотенце, или кусок материи, вывешенный на входе в хаммам является знаком, что там наступило женское время суток.

 

Многие хаммамы работали в дневное время для мужчин (тогда обслуживающий персонал состоял из мужчин) и для женщин в вечернее (персонал менялся на женский).Так хаммамы становились общественными центрами города, играющими важную роль в жизни любого горожанина. По  традиции перед свадьбой хаммам  арендовали для церемониального мытья невесты, там  присутствовали все женщины обоих семей.Немного удовольствий у египетских женщин. Одно из таковых- посещение хаммама. Здесь имелось много способов приятно провести время.  Зачастую немного шумные в своей радости, эти женские посещения превратились в место, где можно показать  свои драгоценности, самую красивую одежду, пообщаться  со знакомыми и т.д. Свадебная церемония  начиналась  с процессии из дома невесты к хаммаму.
Фонтан в хаммаме

Усаженную  в позолоченные носилки с навесом, ее несли по узким улицам, сопровождаемую семьей и друзьями, во главе с музыкантами, барабанщиками и танцорами. Жених с  друзьями тоже  посещал хаммам, но в более скромном составе.   Сегодня, со слов  Мухаммад Мустафа Хегэйза, главного массажиста Аль-Малатяли Хаммама, женихи даже если и посещают баню, то лишь с одним лучшим другом.

Cердце Каирских хаммамов -Hararah- зал с горячим фонтаном, таким как этот в Хаммам  аль-Танбали

Хаммам посещали женщины и во время беременности.Так же существовала традиция посещать баню спустя 40 дней после рождения ребенка. Процессия обрезания мальчика проходящая по улицам, начиналась с посещения местного хаммама. Имело место и ритуальное мытье после болезни. По сей день в Каире, немногие оставшиеся владельцы хаммамов могут долго и красноречиво  рассказывать , что хаммам- самый лучший доктор от всякой хвори, а его успокоительные воды прогонят от  Вас любые неприятности. По праздникам баня  могла быть арендована и частным лицом. Так что весьма привычным делом было услышать за стенами хаммама песни, игру на барабанах и хлопание в ладоши.

Купол хаммама

Роскошные частные хаммамы  во дворцах и в домах богатых дельцов  были отделаны великолепной  мозаикой и  изысканным мрамором, а световые проемы в сводах бани остеклялись разноцветными витражами, создавая внутри помещения фантастическое освещение. В такой бане, в атмосфере радости и веселья, утопая в густых клубах пара, посторонний человек мог подумать что находится в сумасшедшем доме!

Покрытые крашенным стеклом в сводчатый  потолок хаммама, украшенный крашенным стеклом.

Купол хаммамаЧто же в действительности заставляет людей так эмоционально реагировать на контакт с водой? Люди любого возраста испытывают восторг, плавая и плескаясь в летнем море или реке. Значит слышать пение, танцы и хлопание в хаммаме не так уж и странно?! Не естественна ли склонность  некоторых людей петь под душем? В социальном плане не было лучшего места, чем, погрузившись в умиротворительно журчащую воду, обсудить последние слухи, заключить сделку.

Освещение помещений хаммамов. Сквозь множество проделанных в куполе отверстий, свет проникал внутрь. Это напоминало звезды на небосводе.

массаж в хаммаме Mukeyyisate (массажист) Мухаммед Мустафа Хегэйз массирует клиента в Аль-Малатяли Хаммаме. Стоимость посещения традиционного Каирского  хаммама  составляет  5-10 египетских фунтов, или приблизительно 1,25-2,50$.

По сути, как и мечети, бани были важными общественными центрами. Хаммам каждого района обычно называли по названию места его расположения. Например,  Nah- Haseen Hammam,-(Хаммам котельщиков), был расположен у одноименной части базара. Hammam Sultan Qala’un (Хаммам Султана Калаана) находился рядом с построенной им мечетью XIII столетия и его знаменитой больницей, которую в те дни  считали одним из чудес света из за бесплатно лечащихся там 4000  пациентов в день. Больница давно разрушена, но хаммам, хоть и ветхий, утративший прежний блеск, функционирует по сей день.

Вход в хаммамЗа более чем  500 лет уровень улицы у изысканно украшенного входа Hammam Bashtak повысился больше чем на два метра.

Недалеко, на улице  Suq al-Silah (Сук аль-Силах (Рынок Оружейников), где воины - мамлюки покупали мечи, кинжалы, щиты и шлемы, до сих пор стоит хаммам - построенный эмиром мамлюков.  Это отмечено в надписи 1322 года. На мраморном фасаде, не уступающему по красоте соседнему входу в мечеть, красиво вырезанная надпись над входом гласит: "Его Благороднейшее и Высокое Превосходительство, наш Повелитель, Великий  Амир  Sayf al-Din Bashtak of al-Malik al-Nasir , заказал строительство этой благословенной бани. Да продлится его слава вечно". Слава хаммама   Sayf al-Din, действительно пережила 6 столетий. Его фасад находится в превосходном состоянии, хотя внутри он сильно обветшал. Он все еще используется женщинами района, живущими поблизости. Традиционное полотенце, завешивающее вход хаммама, указывает, что мужчинам вход воспрещен.

Рядом с улицей  Mгhammad Ali Street, которая ведет к цитадели Саладдина XII столетия , возвышающейся над Каиром, Hammam El-Doud все еще пестрит яркими цветами.  Хотя увы, он разрушен землятресением 1972 года.Но и Хаммам аль- Матили, что работает почти пяти столетий, и Аль-Танбали Хаммам, до сих пор успешно ведут оживленную коммерческую деятельность.  Tanbali  открыт для мужчин в пятницу и в воскресенье, а для женщин в остальные дни. Четверг и пятница в средневековые времена были излюбленными днями для посещения хаммама и для подготовки к пятничной молитве в мечети, встрече с друзьями или обсуждения дел.

Автор Джон Фини. Журналист

Автор статьи:  Джон Фини работал в Каире внештатным режиссером, фотографом и автором более 30 лет и все еще часто возвращается туда из своего дома в Новой Зеландии. Он посвятил эту статью покойному принцу Хассану  Азизу Хассану,  “который пригласил меня в Каир для исследования нескольких, согласно его списку, оставшихся в Каире хаммамов”
 
История хаммама
Турецкая баня. Каково ее происхождение? Почему ее называют Турецкой?
Турецкая баня получила свое имя с легкой руки  ирландского врача Ричарда Бартера. Ярый сторонник гидротерапии, он внес существенный вклад в дело распространения хамамов в Европе. Именно он придумал это название "Турецкая Баня" (Turkish Bath). Емкое сочетание помогало легко определить-что это за баня, из какой страны, региона.
Родилась эта баня очень давно. В Древней Греции. Эта культура, известная за 3000 лет до Нашей Эры, пользовалась уже в те далекие времена специальными помещениями-банями с горячей водой. Со временем эти бани совершенствовались, но суть оставалась одной-мылись люди в нагретых помещениях, используя как горячую, так и холодную воду. На территории Греции и сегодня можно видеть руины таких бань -Греческих Терм- как их принято называть в наше время.
Позже, Римская Империя, завоевавшая в том числе и Грецию. стала активно перенимать все лучшее от греческой культуры. Римлянам понравились термы. Они их усовершенствовали, увеличили, добавили дополнительную функциональность, роскошную отделку-и разнеслась слава по всему миру о поражающих воображение Римских Термах, которые единовремено могло посещать значительное число людей за скромную плату. В этих термах люди проводили, как и в Греции, значительное время. римечательно, что в период правления  практически каждого императора строилась очередная великая терма. Тcaracallaеперь мы их знаем как Термы Агриппы, Термы Тита, Термы Траяна, Термы Каракаллы, Термы Диоклетиана, Термы Константина и т.д.  Это были  настоящие произведения искусств, украшением города, которым мог воспользоваться любой гражданин Рима, бедного или богатого. Целые комплексы, в которых посетитель мог провести весь день. Там были и спортивные площадки, и библиотеки, и парки -где гуляли, размышляли, обсуждали новости римские горожане. Уже в те времена внутреннее убранство и отделка  терм поражали посетителя роскошью и красотой, несмотря на то что стоимость посещения термы была мизерной. Принцип отопления терм- заимствованный у греков-претерпел значительные усовершенствования. Система каналов, по которым прогонялся нагретый воздух, проходила под полом, в стенах.  Бассейны с различной температурой воды,  массажные столы, натирание тела благовониями и маслами- все это было  у греков а позже и у римлян.
На огромной территории располагались бассейны с горячей водой,холодной, были там и библиотеки для чтения книг, и спортивные площадки для тренировок, и сады для прогулок и размышлений, и комнаты для веселья и т.п. Проходили столетия, но люди по прежнему ходили в термы, лечились там, отдыхали..
Позже, на смену распавшейся на куски Римской Империи, пришли арабские завоеватели. В начале VII века арабы, ведя захватнические войны, владели половиной мира. Греческие, римские  термы понравились и арабским кочевникам. Они тоже стали строить , теперь уже ХАММАМЫ (от слова хам (ham)-жарко, по образу и подобию последних. Хаммамы строились по тому же принципу что и термы. Тот же котел с кипящей водой, пар под полом и в стенах, обилие воды и пара в мыльном помещении. hammamПринцип отопления и поддержания бани в рабочем состоянии не претерпел особых изменений и даже упростился. Котел с кипящей водой устанавливался на нижнем ярусе или за стеной, горячий воздух циркулировал под полом и в стенах. Пол мог нагреваться до 80градусов. Его поливали водой, все помешение окутывал мягкий густой пар.  Значительному распространению арабских бань способствовал ислам, ибо чистота тела и чистота души здесь считались единой добродетелью, обязательной для праведника.
В X в. Халифат начал трещать по швам, распадаться на части. В XVI веке на этих пространствах хозяйничала уже Османская Империя. Турция-одна из Стран, оставшихся от Османской Империи. Там и познакомился наш вышеупомянутый европеец с хаммамом, и познакомил Европу с ним.
Вопреки мнению, что турецкие бани есть только в Турции, следует сказать, что хамамы распространены во всей Азии, На севере Африки.
Они были сравнительно небольшими, но отделывались не менее роскошно. Европа узнала об арабских банях гораздо позже под названием Турецкая баня, или Хаммам.Турецкая баня не только благополучно дожила до наших дней, со временем она приобретает все большую популярность. Секрет в том, что как и любой другой национальной бани, у турецкой есть свои особенности. Какие? Что заставляет людей людей посещать хаммам, как это сказывается на здоровье-это уже другая история с которой можно познакомиться здесь.
 


Яндекс.Метрика