Хаммам-история, происхождение
История хаммама
Обычно неприметные среди суматохи Каира, входы в немногие оставшиеся старые бани города, порой соперничают по своей красоте с входами в соседние мечети.
Слева направо:
Хамам Аль-Султан Инал, построенный в 1456 г., открыт на Старом Касабе, первой главной улице Каира.
Хамам Синан Паша, на нильской стороне Района Булак, постройка датирована Оттоманской эпохой 16-ого столетия.
Богато украшенный хаммам-эль -Дуб построенный в 13-ом веке, восстановленный в 19-ом и вновь поврежденный землетрясениями в последние годы.
Хаммам при мечети Султан-Калаун, 13-ого столетия.
Водные процедуры: парение, мытье, ополаскивание, обтирание , составляли целый ритуал в общественных банях средневекового Каира. Подобное отношение к мытью не встречалось больше нигде вне границ Османской Империи. Большая часть этих ритуалов давно забыта с исчезновением бань, называвшихся по-арабски хаммам. Однажды два выдающихся ученых, специалиста по Средневековью, недавно заявили , что старые хаммамы с их традициями нигде не остались. Исчезли в небытие как архаизм. Но у меня есть новость для них: Все еще есть в Каире пол-дюжины традиционных хаммамов, действующих по сей день, где в течение многих столетий моются люди, где и сегодня Вам помнут кости и помассируют все тело с ног до головы (не бойтесь, никаких травм и растяжений не получите!), где вас накроют густой мыльной пеной как и в былые времена! | |
План хаммама по Эдварду-Лейну.
|
|
500 лет назад, в эпоху правления Мамлюков , в Каире было больше 300 хаммамов. “Один на каждый день года”, как любят говорить сегодняшние владельцы хаммамов. В каждом районе одного из самых больших городов мира того времени имелось помногу таких заведений. | |
В XIV-XV вв., с населением, около полумиллиона человек, Каир был больше Лондона, Парижа или Рима. Европейские путешественники, приезжавшие в Египет, поражались склонностью горожан к частому мытью - воспринимая это как манию, ведь в Европе слишком частое мытье осуждалось. Но египтяне всегда поклонялись воде, и эта привычка была столь же стара как и сам Египет. В середине XIX века Эдвард Лейн отметил в своих классических "Манерах и Обычаях египтян": Купание - большая роскошь для египтян, а жителям деревень и тем, кто не в состоянии заплатить небольшую сумму за вход в общественные бани, оставалось купаться в Ниле. Мытье в бане стало традицией, хорошо вписавшейся в религию. |
|
Квадратный бассейн среди ветхих колон Хаммама аль-Танбали . XVIII столетие.В Исламе чистота важна не только для души, но и для тела. Согласно мусульманским канонам, ритуальное мытье лица, рук, ушей и ног должно быть выполнено перед каждой из пяти ежедневных молитв. Именно поэтому первые хаммамы Каира строились соединенными к мечетям. Хаммам был рациональным решением проблемы обеспечения мечетей большим количеством воды, нужной для омовения верующих. Он выполнял функцию и полноценной общественной бани и скромного "sabil"-фонтана бесплатной питьевой воды. Последний был особенно желанным подарком в городе- пустыне, куда вода ежедневно и не бесплатно доставлялась из Нила. Но хаммамы могли функционировать и независимо от мечети. Некоторые общественные бани были привязаны к местным рынкам, Другие - только для мужчин; Третьи- для женщин и детей. |
|
>
|
|
Многие хаммамы работали в дневное время для мужчин (тогда обслуживающий персонал состоял из мужчин) и для женщин в вечернее (персонал менялся на женский).Так хаммамы становились общественными центрами города, играющими важную роль в жизни любого горожанина. По традиции перед свадьбой хаммам арендовали для церемониального мытья невесты, там присутствовали все женщины обоих семей.Немного удовольствий у египетских женщин. Одно из таковых- посещение хаммама. Здесь имелось много способов приятно провести время. Зачастую немного шумные в своей радости, эти женские посещения превратились в место, где можно показать свои драгоценности, самую красивую одежду, пообщаться со знакомыми и т.д. Свадебная церемония начиналась с процессии из дома невесты к хаммаму. | |
Усаженную в позолоченные носилки с навесом, ее несли по узким улицам, сопровождаемую семьей и друзьями, во главе с музыкантами, барабанщиками и танцорами. Жених с друзьями тоже посещал хаммам, но в более скромном составе. Сегодня, со слов Мухаммад Мустафа Хегэйза, главного массажиста Аль-Малатяли Хаммама, женихи даже если и посещают баню, то лишь с одним лучшим другом. Cердце Каирских хаммамов -Hararah- зал с горячим фонтаном, таким как этот в Хаммам аль-Танбали |
|
Хаммам посещали женщины и во время беременности.Так же существовала традиция посещать баню спустя 40 дней после рождения ребенка. Процессия обрезания мальчика проходящая по улицам, начиналась с посещения местного хаммама. Имело место и ритуальное мытье после болезни. По сей день в Каире, немногие оставшиеся владельцы хаммамов могут долго и красноречиво рассказывать , что хаммам- самый лучший доктор от всякой хвори, а его успокоительные воды прогонят от Вас любые неприятности. По праздникам баня могла быть арендована и частным лицом. Так что весьма привычным делом было услышать за стенами хаммама песни, игру на барабанах и хлопание в ладоши. |
|
Роскошные частные хаммамы во дворцах и в домах богатых дельцов были отделаны великолепной мозаикой и изысканным мрамором, а световые проемы в сводах бани остеклялись разноцветными витражами, создавая внутри помещения фантастическое освещение. В такой бане, в атмосфере радости и веселья, утопая в густых клубах пара, посторонний человек мог подумать что находится в сумасшедшем доме! Покрытые крашенным стеклом в сводчатый потолок хаммама, украшенный крашенным стеклом. |
|
|
|
|
|
|
|
Рядом с улицей Mгhammad Ali Street, которая ведет к цитадели Саладдина XII столетия , возвышающейся над Каиром, Hammam El-Doud все еще пестрит яркими цветами. Хотя увы, он разрушен землятресением 1972 года.Но и Хаммам аль- Матили, что работает почти пяти столетий, и Аль-Танбали Хаммам, до сих пор успешно ведут оживленную коммерческую деятельность. Tanbali открыт для мужчин в пятницу и в воскресенье, а для женщин в остальные дни. Четверг и пятница в средневековые времена были излюбленными днями для посещения хаммама и для подготовки к пятничной молитве в мечети, встрече с друзьями или обсуждения дел. |
Автор статьи: Джон Фини работал в Каире внештатным режиссером, фотографом и автором более 30 лет и все еще часто возвращается туда из своего дома в Новой Зеландии. Он посвятил эту статью покойному принцу Хассану Азизу Хассану, “который пригласил меня в Каир для исследования нескольких, согласно его списку, оставшихся в Каире хаммамов”

